Cайт радiоаматорiв мiста Нiжина, одного з найдавнiших мiст України. Цей сайт присвячений нашим друзям, котрi не мислять себе без Радiо, без мандрiв по свiту разом iз радiохвилями, без радiосхем, антен, без спiлкування з однодумцями. Цей сайт розповiсть про нас, нашi захоплення, радiоекспедицiї, нашi аматорськi конструкцiї, досягнення i таке iнше. Ми впевненi, що будь-якому дружньому колективу радiоаматорiв є що розповiсти про себе i своє хоббi.
UKR ENG

Радиоэкспедиция Украинского QRP Клуба на плоту "Колибри" по реке Десна

4 июля. Начало

После прошлогодней радиоэкспедиции членов Украинского QRP клуба на плоту по Десне прошел год. Целый год мы строили планы будущего плаванья по прекрасной реке Десна, готовили технику и снаряжение. И вот наступило долгожданное 4 июля 2007 года.

В 8 часов утра члены экспедиции: Петр, US1REO, Виктор, US1RCH и Сергей, US-R-73, собрались с многочисленными вещами у Виктора. Погода довольно теплая, мы полны энтузиазма. Нас пришли проводить и оказать помощь в погрузке в электричку - Александр, US5RCW и Анатолий, US5RCX.

В 9 часов мы и груда вещей наконец оказались в электричке, которая отправилась в Чернигов. По дороге вспоминаем, что забыли. Хорошо, хоть ничего существенного.

На вокзале нас встретил Владимир Антонович, UZ1RR, и отвез на свой QTH. Сразу приступили к осмотру нашего плота, который зимовал в "сухом доке" UZ1RR. Самая большая камера от трактора увы, пришла в негодность. В ней можно было насчитать несколько больших дырок. Реставрации не подлежит. Однако, Владимир Антонович предусмотрительно подготовил нам другую, даже немного большую. Грузим детали плота в прицеп легковушки и идем в дом обедать. Супруга Владимира Антоновича угощает нас украинским борщом со сметаной и другими вкусностями. После обеда благодарим хозяев за теплый прием, заполняем все имеющиеся емкости питьевой водой, и в путь.

Поиск места для нашего лагеря на Десне под Черниговом и "судоверфи" для сборки плота занимает часа два. Заманчивую идею начать экспедицию в Шестовице, где мы в 2004 году прекрасно провели "Outdoor QRP Day", откидываем сразу, после дождей легковушка с прицепом туда не пройдет. Наконец нашли подходящее место недалеко от моста. Быстро установили палатки, развернули антенны: Виктор поднял на удилище "Inv-V" на 14 МГц, а я установил на шесте 4-х элементный "волновой канал" на 144 МГц. На КВ стоит сплошной шум, мы неосторожно развернули свой лагерь и антенны рядом с высоковольтной ЛЭП. Это огорчает, но в этот момент для нас было более важно собрать и спустить на воду плот.

Накачиваем камеры электронасосом, который чуть не "посадил" аккумулятор "Жигулей" UZ1RR, и вдруг обнаруживаем, что большая камера имеет пару небольших отверстий. Владимир Антонович сразу забрал эту камеру домой для ремонта.

В 18 часов разжигаем костер, готовим ужин. Однако погода начинает портиться, надвигается гроза. Поужинав, быстро забираемся в свои палатки, по которым уже барабанит дождь. После дождя в лагерь экспедиции опять приехал Владимир Антонович и привез заклеенную камеру.

5 июля

Подьем в 6 часов утра. Сергей привычно бросает с берега спиннинг. Рыба не ловится, однако наблюдается ее непонятная активность под проводами ЛЭП. На нас же, по всеобщему мнению, ЛЭП влияет негативно, чувствуется усталость, даже после ночного отдыха. Погода мрачная, низкие тяжелые облака нависают над лагерем, срывается дождь. Настроение поднимает горячий кофе.

На 2-х метровом диапазоне хорошее прохождение, провожу QSO с Прилуками, UR5ROM, с Нежина отвечает Александр, US5RCW. Слышим Конотоп, Ромны, Белую Церковь, удивительно громко проходит Белгородская область, слышим RA3ZIM, RZ3ZV, RZ3ZZ и другие станции. Пока я работал в эфире, Виктор работал "редуктором", по команде крутил нашу УКВ антенну.

Продолжаем сборку плота. Вскоре приехал Владимир Антонович с супругой, привез для нас необходимые сверла, а мне - теплое одеяло. Подняли мачту, на вершине которой установили "волновой канал". Развернули собранный плот таким образом, чтобы антенна смотрела на Козелец (на воде это конечно будет делать проще). И сразу ответил Николай, UT7RA!

Позвонил на метеослужбу МЧС своему шефу и узнал неутешительные новости: погода будет портиться, нас ожидают дожди, понижение температуры. Совещаемся и решаем отплывать, чтобы до ночи успеть пройти максимально возможное расстояние. Звонок по мобильному Владимиру Антоновичу, и скоро он приехал с Сергеем, UZ3RR, чтобы помочь спустить плот на воду и поздравить нас с началом экспедиции.

В 17.15 плот "Колибри" и лодка нашего штурмана Сергея были на воде. Быстро погрузили амуницию, сфотографировались, тепло попрощались, затем Владимир Антонович вручил нам по литровой бутылке Черниговского пива. Радиоэкспедиция Украинского QRP клуба на плоту "Колибри" началась!

Встречный ветер сразу дал нам понять, что высоких результатов мы не достигнем, несмотря на значительные гребные усилия. Проплыли мимо романтического берега у Шестовицы. Cфотографировали для Александра, US5RCW, который мечтает когда-нибудь там опять побывать. Провожу с плота несколько QSO на 145.500 МГц с ребятами из Чернигова.

Небо хмурится, решаем искать место для ночевки. В 20.05 высаживаемся на высокий правый берег, в нескольких километрах от села Слабин.

Привязываем плот к коряге и переносим груз вверх на сравнительно уютную полянку. Спешим установить палатки, разводим костер. Сразу после ужина начинается дождь. Ребята пытаются согреться у костра, успели еще раз вскипятить воду для термосов, но скоро огонь гасит дождь. Ночью слушаем шум дождя и вой ветра. Что нас ждет завтра?

6 июля

Утром, первым делом, кипятим воду в больших банках из-под кофе, с прикрепленными дужками из проволоки для подвески над костром. Пьем чай и кофе. Жизнь налаживается.

Я снимаю УКВ антенну с мачты плота и устанавливаю у палатки на шест. Однако связь неважная, даже на высоком берегу. Мы не можем провести запланированную связь с Николаем, UT7RA. Позже удается связаться лишь с ребятами из Чернигова: UX5RR, UW1RR и UX0RR. Просим передать информацию Владимиру Антоновичу и Николаю в Козелец.

Погода не дает нам никаких перспектив на дальнейшее продвижение. Решаем отдохнуть, набраться сил. В перерывах между дождями готовим вкусные обед и ужин.

7 июля

Утром радуемся удачному выбору места для лагеря, защищенному с трех сторон деревьями от ураганного ветра. Ночью до нас долетали лишь отголоски непогоды, слышался шум падающих невдалеке деревьев. Самочувствие у меня холодной сырой ночью ухудшилось, обострился бронхит. Пытаюсь сбить недомогание таблетками и горячим чаем.

Днем начинает немного светлеть. Обедаем и отчаливаем, мы и так много времени потеряли. С минимальной скоростью, часто гребя против ветра, продвигаемся вперед. Течение слабое, река здесь широкая и необычно обмелела.

Зато появилась связь на УКВ. Нас слышит Чернигов, провожу наконец QSO с Николаем, рассказываю ему о нашем продвижении.

Сильный встречный ветер сводит на нет нашу неустанную работу веслами. У плота большая парусность, это заметно, когда сравнивать с продвижением лодки Сергея. Сергей берет нас на буксир, связав плот и лодку толстым капроновым шнуром. Местами его помощь ощутима, иначе бы нас понесло назад. Начинается дождь, аврально пристаем к берегу, втыкаем весла в песок, удерживая таким образом плот, накрываемся целлофаном, который я на стоянках использую для накрытия палатки. Вечереет, надо искать место для лагеря. Решаем пересечь неспокойную Десну и расположиться на высоком левом берегу, присмотрев более-менее удачное место, недалеко от села Друцкое.

До начала очередного дождя успеваем установить палатки, а я поднять на шесте волновой канал, подперев этот шест веслами. Связываемся с Козельцом и Нежином. Причем, я слышу Александра также на 433.500 МГц, однако он меня нет. Александр, как впрочем и другие радиолюбители, участники "Полевого Дня", отмечают крайне плохое прохождение на УКВ. Как и в прошлом году, рассчитывать на хорошие результаты в соревнованиях не приходится.

8 июля

Погода не балует нас разнообразием, обычный дождь, ветер. Утром смотрим с высокого берега на штормовую Десну, на волны с "барашками", прямо как на море. Прикидываем, как нам пройти до виднеющегося поворота реки, где судя по всему, ветер не такой сильный. Отчаливаем, и ветер сразу несет нас назад. Где течение? Похоже, река течет вспять?! После нескольких бесполезных попыток, пересекаем штормовую Десну, надеясь попытать счастья у противоположного берега. Там метров 100 Виктор смог "побурлаковать", таща плот за капроновый шнур. Однако скоро песчаный берег сменился болотистым, и снова пришлось взяться за весла. Появилась даже тоскливая мысль вернуться на место нашей недавней стоянки. Отвоевываем у ветра каждый метр продвижения по реке, вспоминая нашу прошлогоднюю экспедицию, которую иначе как курортной назвать нельзя. Сильное течение и хорошая погода были тогда нашими союзниками.

Появляется огромная кучево-дождевая облачность, невдалеке уже гремит. Готовимся к очередному испытанию на воде. Закрепляем плот веслами в ил, накрываем плот и лодку целлофанами. Успеваю провести несколько QSO, а Виктор фотографировать красивые речные цветы, и налетел сильный шквал. Удерживаем плот, вцепившись в весла. Прошло, прошумело! Идем дальше под берегом, цепляясь за дно. Еще немного, и мы под защитой высокого берега.

Это был переломный момент, далее, как будто погода устала испытывать нас. Там, за поворотом, нам как будто открылся другой мир, или другое измерение, как говорил Виктор. Мы впервые за экспедицию увидели штилевые участки Десны, у нас появилось время любоваться ее красотами. Нет, ветер не стих, но природа вдруг стала цветной, а не свинцово-темной, на наших лицах появились улыбки.

Впереди видим первый остров, что в нескольких километрах от села Ладинка. Огибаем узким руслом правее. Остров нам понравился, решаем расположиться на нем на ночь. Заводим в песчаные фиорды плот и лодку, лагерь разбиваем под деревьями на зеленой, как будто подстриженной траве. Сергей приносит для костра белые, аккуратно обгрызенные палки - работа бобров. Остров решили назвать Бобровым.

Далее - приготовление ужина, традиционное общение с друзьями на УКВ. Антенну с мачты не снимаем, вращаем плот в мелком заливчике в разных направлениях. День Рыбака, пьем праздничные 100 грамм. Каша с тушенкой необыкновенно вкусная.

9 июля

Покидаем гостеприимный остров в 12.50. Погода улучшается, хотя ветер довольно плотный. Слева видим базы отдыха. Меня делегируют посетить магазин и немного пополнить запасы провизии. Странно смотреть на лениво прогуливающихся отдыхающих, праздно беседующих женщин, мужчин, с задумчивым видом пьющих пиво. Несу провиант к нашей стоянке, где ребята не теряют время, пьют кофе из термоса. Отчаливаем. С берега за нами наблюдают удивленные отдыхающие, фотографируют, снимают на видео. Какое-то разнообразие в их спокойной, однообразной жизни.

Под крутым берегом пристаем, разминаем ноги. Витя достает сало и хлеб с чесноком, Сергей - традиционный кофе. Удивительное сочетание, но нам, уставшим от галерных трудов, все необычайно вкусно.

Присматриваем место для очередной стоянки. Видим подходящий берег, но он уже занят. Приближается ночь, и наши шансы найти удобное место уменьшаются, так как многие наши попутчики на байдарках и лодках успели первыми. Наконец видим высокий левый берег, пристаем, дальше перебирать нет времени. Имущество экспедиции носим вверх по зыбкому, сыпучему песку. Располагаемся под старым дубом, разводим костер. Усталость валит с ног, но перекидаем антенну с мачты стоящего внизу плота на высокий берег, и я получаю возможность работать в эфире. Странно видеть антенну внизу, но связь хорошая. Снимаем очень красивый закат. Небо синее, холодное.

10 июля

Утро нас встретило солнечной погодой и пеньем экзотических птиц, в городах таких не встретишь. После холодной ночи в палатках на солнце жарко. Кипятим на костре воду, я пью чай, ребята - кофе. Кроме пенья птиц ничто не нарушает тишину. Воздух необыкновенно чистый.

Виктор невдалеке, в бывшем лагере рыбаков, находит длинную ровную жердь, устанавливаем на нее "Inv-V". Разворачиваем у его палатки рабочее место радиостанции, подключив к аккумулятору нашу "рабочую лошадку" - QRP трансивер NorCal-20. На этот раз Виктор взял в экспедицию мастерски изготовленный им телеграфный ключ. UR4RWR/P в эфире! Теперь к пению птиц присоединилось мелодичное звучание морзянки. Практически с первого раза отвечают радиостанции Европы. В 10.37 Виктор мне сообщает, что на частоте Олег, RV3GM/P. Прошу передать ему привет. Виктор довольно долго общается с президентом RU-QRP клуба, а я фотографирую это событие.

На обед - жареная картошка. Небольшой отдых, и в 15.00 плот отчаливает от гостеприимного берега. Река довольно спокойная, гребем без больших усилий.

На мачте, в прикрепленной обрезанной пластиковой бутылке из-под Черниговского пива, в дежурном приеме (на 145.500 МГц) находится моя носимая Alinco DJ-G1. Антенна на мачте, следуя изгибам реки, поворачивается то в одну, то в другую сторону. Периодически слышим ребят из Чернигова, или же нам отвечает Николай из Козельца. При необходимости, разворачиваем плот веслами в нужную сторону, чтобы ответить корреспонденту. Николай, UT7RA, сообщает, что ожидается ухудшение погоды. Это совсем не радует нас, так как свежи еще воспоминания о недавних испытаниях дождем и сильным ветром.

Иногда причаливаем к берегу, ребята купаются, а я с грустью смотрю на все это, так как простуда еще дает о себе знать. Пьем вкусный кофе с бутербродами, и снова в путь. Гладь реки усеяна упавшими в воду крылатыми муравьями. Вот наверное почему опытный рыбак Сергей не может похвастаться заметными успехами в рыбной ловле.

Вечереет, ищем место для лагеря. Подходящее место заняла компания, с которой мы несколько раз встречались на реке. Пять рыбаков на большом оранжевом спасательном плоту, который транспортировала такая же оранжевая лодка с мотором. Они всецело были поглощены рыбной ловлей, у них свое хобби. Порой они обгоняли нас, иногда мы. На этот раз они расположились на ночь раньше нас. Идем дальше, понимая, что уже надо останавливаться на первом же более-менее подходящем берегу. Пристаем к песчаной косе. Невдалеке, на противоположном берегу, село Копачев, слышен лай собак, музыка. Пришвартовываем плот, устанавливаем палатки. Темнеет. На костре варится рисовая каша с тушенкой. И тут налетел шквальный порыв ветра. Я еле успел схватить палатку Виктора, которую подняло ветром и понесло в реку. Погода действительно начала портиться. Песок скрипит на зубах: он в каше, в чае, в наших палатках. После этого мне перестали нравиться привлекательные песчаные пляжи. Засыпаем уставшие, слыша сквозь сон громкие всплески рыбы на реке и возню диких кабанов где-то в посадке рядом. Следы на песке и изрытая клыками трава у деревьев создают легкое ощущение дискомфорта, по крайней мере у меня.

11 июля

Утром видим свежие следы кабанов на песке, но картошка на плоту уцелела. Первым делом подключаю Alinco к антенне и аккумулятору на плоту, разворачиваем антенну на Нежин. Мне сразу отвечает Саша, US5RCW. Рассказываю о последних событиях. Саша сообщает, что Нежинские радиолюбители интенсивно готовятся к ХамФесту в Десне, выезд планируют утром 14 июля.

Прошел кратковременный дождь, информация Николая подтверждается. В 10.15 отплываем, стремясь пройти как можно больше до начала обещанных ливней. В селе Надиновка высаживаемся с Виктором на берег и расспрашиваем местных жителей, где у них магазин. Берем две емкости под воду и идем в село. Пополняем запасы провизии, для утоления жажды - пиво. Помня о завтрашнем празднике - Петра и Павла, я купил недорогого вина, которое там было. Груженые провизией и водой мы скоро отплыли от Надиновки.

Наблюдаем за живописными берегами. Порой по воде мимо нас проплывают ужи. В воде много коряг. За одну из них зацепился капроновый шнур, который связывал лодку Сергея и наш плот. Все попытки отцепить толстый шнур не увенчались успехом. Отцепляем конец шнура от плота, и нас медленно уносит по течению, а Сергей, после нескольких неудачных попыток, отрезает шнур и быстро догоняет нас.

Проплываем мимо второго острова, который, впрочем, уже можно назвать полуостровом. На песке играют в волейбол молодые люди. Двое из них подплывают к нам на надувных матрасах и с интересом расспрашивают нас об экспедиции.

Подходим к Максиму. Скорость движения заметно снизилась, несмотря на наши гребные усилия. Вскоре обнаруживаем, что большую часть реки занимает огромная мель. Весла начинают упираться в дно. Ничего другого не остается Вите, как опять заняться привычным "бурлацким" делом - тащить плот за шнур. Я помогаю ему, отталкиваясь веслом от дна. Впереди высокий правый берег. Не доходя до него, высаживаемся и ищем подходящее место для стоянки. Однако, место не идеальное, решаем пройти еще немного. Примерно в двух с половиной километрах от Максима, недалеко от села Соколовка, пристаем к берегу и располагаемся на ночь. Погода резко портится, слышны раскаты грома. Дожариваем на костре картошку уже под дождем. Забираемся в палатку Сергея и ужинаем, прислушиваясь к шуму дождя. Расходимся по своим палаткам и мгновенно засыпаем.

12 июля

Праздничный день. Решили посвятить его отдыху, участники экспедиции заметно устали. Разворачиваем КВ антенну, и Виктор сразу дает "CQ de UR4RWR/P". Я разворачиваю "волновой канал" на Козелец, узнаю от Николая о последних приготовлениях к ХамФесту, мы обговариваем ближайшие планы нашей экспедиции. Все сводится к тому, что мы не сможем своим ходом пройти в Остер, так как вначале в наши планы вмешалась непогода. Решаем полностью посвятить оставшееся до ХамФеста время работе в эфире и отдыху, а завтра нас должен доставить на своем автомобиле в Остер Владимир, UT3RW.

Ребята переплывают на плоту на противоположный берег, где хороший пляж для купания. Назад они привозят хворост для костра. Готовим праздничный обед, поднимаем тост за Петра и Павла, за завершение нашей экспедиции.

Сергей, наконец-то, может полностью заняться рыбалкой. Ловится мелочь, но упорство вознаграждается, и скоро он вытащил на спиннинг небольшую щуку. Далее - одни зацепы и потеря крючков. Сергей возвращается в лагерь и обнаруживает у себя в палатке ужика. Бедный уж наверное испугался больше нас, и спрятался в сумку с рыболовными снастями. Мы с Виктором поспешили за фотоаппаратами. Скоро уж благополучно покинул наш лагерь, а нам на память остались фотографии.

К вечеру на лагерь опять надвигается гроза. Дело привычное. Закрепляем целлофан на палатках, убираем вещи, тщательнее пришвартовываем плот к дереву.

Ровно в полночь нас разбудили сильные раскаты грома и сверкание молний, которые ярко освещали все вокруг. И тут я очень пожалел, что не убрал антенну на мачте, расположенную прямо у палатки. Страшный грохот прокатился прямо над нашим лагерем, земля задрожала. Сердце сжалось… Вот это экстрим!

13 июля

Утром мало что напоминает о стихии: мокрая земля, растекающаяся облачность. Живо делимся впечатлениями, такое не забывается! Николай, UT7RA, уточняет время прибытия Владимира, UT3RW, и сообщает нам. До вечера у нас есть время на разборку плота, свертывание лагеря, купание, предварительную оценку итогов экспедиции.

С 5 по 12 июля мы на веслах прошли 52 километра, провели 90 интересных QRP QSO. Мы увидели много нового, интересного, мы узнали, что там за поворотом реки, что там за горизонтом. Ради этого стоит жить!

Виктор вышел на трассу у Соколовки, где встретился с Владимиром. Скоро они прибыли в наш лагерь. Под дождем (ну как же без него?!) мы грузим плот в прицеп, любуемся напоследок красивой двойной радугой и выезжаем в Остер, где нас ждут участники Хамфеста Черниговской области. Далее нас ждала теплая встреча участников ХамФеста, дружеское общение, новые встречи, но это уже отдельный рассказ.

P.S. 14 июля утром мы с Виктором связались на 145.500, а затем на 433.500 МГц с ребятами, которые ехали из Нежина на ХамФест радиолюбителей в город Остер. Корректируем в эфире их движение. И вот встречаем наших друзей: UR5RT, US5RCW, UR5RDX, UR5RJU, US5RCX. Я рад был видеть мою дочь Нику, которая приехала с ребятами. Позже к нам присоединился UR5RPV, который прибыл из Киева.

Ребята развернули палатки, а затем рабочее место коллективной радиостанции UR4RWR/P: трансивер YAESU FT-847 с согласующим устройством и FT-8800. Антенны: Delta и A-1000. Скоро у радиостанции собралось много ребят, мы приветствовали старых знакомых, а также были рады пожать руки ребятам, которых часто знали лишь по эфиру. Оживленные беседы и работа в эфире продолжались практически весь день, с небольшими перерывами на купанье в Десне.

Запомнился общий обед участников, где Владимир Антонович, UZ1RR, и руководство областной ЛРУ, вручили дипломы победителям в различных соревнованиях. Мы с Николаем, UT7RA, также вручили дипломы и призы трем радиолюбителям: UX0RR, UX5RR и US5RCW, которые провели наибольшее количество QSO с радиостанцией плота "Колибри".

Мы очень благодарны всем, кто помогал нам в подготовке экспедиции и во время нашего плаванья. Мы рады, что у нас есть наше хобби и настоящие друзья.

72/73! Петр Грицай, US1REO

Редактор Петро Грицай, US1REO
Технічний редактор Віктор Потебня, US1RCH.